Фото: Jan Tjernsli / Ambassaden i Moskva.Фото: Jan Tjernsli / Ambassaden i Moskva

Посольство Королевства Норвегия в Москве

Последнее обновление: 04.08.2011 // Подробнее об истории Посольства Норвегии вы можете прочитать здесь

Внутренный дворик Посольство с бронзовой скульптурой Кнута Стеена
Внутренный дворик Посольство с бронзовой скульптурой Кнута Стеена "Аврора". Photo: Jan Tjernsli 

По соседству с Кремлем

Поварская улица находится в самом центре Москвы, до нее можно дойти пешком от Кремля. Как и соседние Хлебный, Ножовый, Скатертный, Столовый, Чашников переулки, она получила свое название по находившейся здесь в XVII веке дворцовой слободе, где жили работники царской кухни в Кремле. Слобода находилась практически на окраине города, где в конце 1670-х годов на углу с нынешним Новым Арбатом была построена каменная церковь Симеона Столпника (годы жизни святого: ок. 390 - 459). 6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и знаменитой крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Сюда на церковную службу ходил Николай Васильевич Гоголь. В 1992 году храм был передан Русской Православной Церкви и заново расписан молодыми художниками. Теперь каждое воскресенье в 09:10 церковные колокола зовут на службу.

На протяжении XVIII—XIX веков Поварская была одной из самых аристократических улиц Москвы, здесь жили представители многих знатных семейств. Лев Толстой упоминает Поварскую улицу и ее жителей-дворян много раз в своем знаменитом романе-эпопее «Война и мир». Деревянные дома, которые были раньше на месте, где сейчас находится посольство, сгорели в пламени городских пожаров 1812 года. А вскоре тут стали строить городскую усадьбу, которая первоначально состояла из двух отдельных строений. В 1879 году дом приобрел текстильный фабрикант и почетный гражданин Москвы Митрофан Семенович Грачев. Он перестроил усадьбу, соединив два здания в один дворец. Перестройка была осуществлена по проекту архитекторов П.П. Зыкова и Г.А. Кайзера и полностью завершена в 1888–1889 годах. В конце XIX века в европейской архитектуре господствовал так называемый «историзм» – и здание приобрело характерные для «московской эклектики» черты. Архитекторам удалось чудесным образом соединить элементы множества стилей разных эпох – барокко, ренессанса, рококо, неоклассицизма – и в этом смешении найти гармонию. И интерьеры и фасады здания выдержаны в стиле историзма. Протяжённый по красной линии улицы фасад здания украшен классическими элементами декора, а в центре здания красуется медальон с вензелем хозяина – МСГ. Посольство провело полную реставрацию главного фасада особняка в 2008 году.

Ледяной холод в зимнее время

Митрофан Семенович умер в 1899 году, но дом принадлежал семье вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Известно, что в 1921–1925 годах здание использовалось в качестве лазарета для немецких военнопленных, а затем до 1941 года в нем жили сотрудники посольства Германии. Исторических документов того времени практически не сохранилось, но известно, что большие залы в холодные зимы было непросто протопить, и поэтому жить в это время во дворце для немецких дипломатов было сомнительным удовольствием.

Норвежское посольство переехало в усадьбу в 1944 году. Дипломатические отношения существовали между Норвегией и Россией с 1905 по 1918 годы, а посольство располагалось в Санкт-Петербурге, который был в то время столицей Российской империи. После возобновления дипломатических отношений в 1924 году посольство было открыто в Москве. До мая 1941 года, когда Советский Союз в соответствии с пактом Молотова-Рибентропа разорвал отношения с находившимся в изгнании в Лондоне норвежским правительством, посольство занимало дом номер 9 по Пречистенскому переулку. Сейчас там располагается датское посольство. Норвежским послом с 1924 года по 1939 годы был Андреас Тоструп Урбюе.

Норвежско-российский обмен

После нападения фашистской Германии на Советский Союз дипломатические отношения между нашими двумя странами были очень быстро возобновлены, и норвежский посол Рольф Андворд заключил договор об аренде усадьбы по адресу Поварская улица, дом 7, в которой разместилось посольство Норвегии. В то время Поварская уже была переименована в улицу Воровского в честь одного из известных большевиков. В соответствии с подписанным договором обе страны получали в распоряжение здания, в которых ранее располагались посольства Германии, и советское посольство в Осло также «въехало» в особняк, который до 1940 года занимало представительство Германии. Усадьба на Поварской остается в собственности российского государства, а особняк посольства РФ в Осло принадлежит Норвегии. Норвежские власти приняли на себя обязательства (в том числе, и финансовые) по содержанию усадьбы, конечно, в соответствии с пожеланиями соответствующих российских властей.

История посольства Норвегии на Поварской, 7 уже насчитывает несколько периодов. Было время, когда норвежские сотрудники не только работали в этом здании, но и жили в нем вместе со своими семьями. В доме рождались дети, и тут же случались во времена Холодной войны драматические шпионские скандалы. Был период, когда здание находилось в упадке, что позволило послу Оскару Гундерсену в 1958 году назвать его «развалиной» с рассохшимся паркетом и плохими санитарными условиями. Невозможность нормального отопления посольства также временами становилась столь большой проблемой, что в самые холодные дни в представительских помещениях можно было находиться только в шубах.

Потенциальная жертва сноса

В 1960-е годы возникла серьезная опасность сноса усадьбы, поскольку по приказу Никиты Сергеевича Хрущева в этом районе массово разрушались старые здания. Это делалось ради строительства в Москве новой городской магистрали, которая должна была олицетворять успехи СССР в соревновании с капиталистическими странами. Снос посольского здания и церкви удалось предотвратить благодаря протестам общественности и, в частности, известного и влиятельного художника Ильи Глазунова (род. 1930). Многие красивые здания, тем не менее, были разрушены, а на их месте воздвигли 20-этажные бетонные колоссы вдоль запруженного машинами проспекта Калинина (ныне Новый Арбат). Церковь Симеона Столпника, городская усадьба на Поварской, 7 и громадный жилой дом-башня – это островок архитектуры, в котором отражаются зигзаги русской истории.

«Развалина» становится дворцом

Сегодня норвежское посольство в Москве предстает перед посетителями во всем своем великолепии. После проведения в 2000–2001 годах объемных реставрационных работ представительские помещения обрели первоначальный облик и сегодня по праву считаются одними из лучших образчиков «историзма», или «московской эклектики». Российские власти присвоили зданию статус «выявленного объекта культурного наследия». Тысячи российских и норвежских гостей, посещающих посольство каждый год, входят в здание с Поварской улицы через парадный вход и поднимаются по роскошной мраморной лестнице на второй этаж мимо старинных скульптур, сохранившихся с прежних времен. Рядом с аванзалом находится кабинет посла, который сейчас используется, прежде всего, в представительских целях. Кабинет декорирован в классическом стиле, а на стенах висят картины норвежских художников: пейзаж (1859) Эрика Бодома (1829–1879) и портрет Ф.М. Достоевского (1921) Хью Луиса Мора (1889–1970). Кабинет также украшают два автопортрета Фритьофа Нансена, один из которых он лично подарил первому советскому послу в Норвегии Александре Коллонтай в 1925 году и который она, в свою очередь, преподнесла в дар посольству в 1945 году. Второй автопортрет Нансена – подарок профессора, историка искусств Марит Вереншёльд. В красивом камине часто горит веселый огонь.

Сокровище истории и архитектуры

В роскошном бальном «Зеркальном зале» взгляд невольно обращается к позолоченным люстрам и украшающей потолок картине, в углах которой гордый хозяин дома приказал изобразить свою монограмму «Г» (художник С. Ягужинский, 1888–1889). Зал используется для приемов. Каждый год на Рождество за стол в этом зале усаживается 120 гостей, а после ужина устраивается бал. На рояле фирмы «Бехштайн» играл Сергей Прокофьев, который часто бывал в гостях у посла Андворда, а 17 мая 2009 года, сразу после победы на «Евровидении», на нем же играл Александр Рыбак. Из бального зала двери ведут в малый «Зеленый зал» с позолотой, на потолке которого красуются среди прозрачных облаков аллегории – «Четыре времени года». Красивая отреставрированная мебель была оставлена в 1938 году последним генеральным консулом Норвегии в Архангельске Арнольдом Виклундом, которому в спешке пришлось уезжать из СССР, чтобы избежать ареста. Норвежское консульство в Архангельске работало с 1785 по 1938 годы, а осенью 2010 года почетное консульство вновь открылось в этом городе. Красный «Каминный зал» считается одной из самых гармоничных комнат в резиденции. Стены здесь украшены графическими работами Эдварда Мунка и Коре Эсполина Йонсона, а также монограммой Грачева, составленной из литеры «Г» и ее повторения в зеркальном отражении.

Икона Олава Святого в русском одеянии

В столовой трапезу можно накрыть как на 24 гостя, так и на 40, если установить круглые столы. Зал используется для различных мероприятий в связи с частыми визитами норвежских делегаций в Россию, а также для переговоров сотрудников посольства с партнерами в области политики, экономики и общественной жизни. В столовой, в соответствии с русской традицией иметь иконы в каждой комнате, находится ниша с иконами. Центральное место в ней занимает большая икона Олава Харальдссона, святого конунга, крестившего Норвегию. В 1028 году Олав обрел убежище у Ярослава Мудрого в Киеве, а в 1030 году вернулся в Норвегию и пал в битве при Стиклестаде. Олав был канонизирован до разрыва и прекращения в 1054 году молитвенного общения между Православной и Католической Церквами и признается святым обеими Церквами. Икона написана в 2003 году Валерием Федоровым, насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, по просьбе посла Эйвинда Нордслеттена. Большая часть остальных икон досталась посольству в наследство от русской сотрудницы Веры Николаевны Ледовской, которая была арестована НКВД почти сразу после окончания Второй мировой войны и, как стало позднее известно, погибла в концентрационном лагере.

Тут выдается самое большое количество норвежских виз

На втором и третьем этажах особняка располагаются личные апартаменты посла. Эти помещения оформлены в практичном стиле без представительских украшений. На первом этаже сейчас располагается визовый отдел. Посольство в Москве выдает в год почти 30 000 виз – больше всех других норвежских представительств в мире. На том же первом этаже находится отдел культуры и информации посольства. Он занимает, в том числе, и помещение бывшей столовой с красивой лепниной на потолке.

Каретный сарай превращается в канцелярию

Проходя через ворота на территорию посольства, посетитель проходит сначала мимо домика охраны, построенного в 2010-2011 годах, и оказывается во внутреннем дворике, который в летнее время превращается в цветущий сад. Здесь ежегодно 17 мая проходит празднование национального праздника Норвегии – дня ее конституции. Напротив входа в офисные помещения (канцелярию) посольства установлена бронзовая скульптура Кнута Стеена «Аврора». Канцелярия занимает общую площадь в 1 400 квадратных метров и расположена на трех уровнях. Посольство давно нуждалось в расширении рабочего пространства, и переговоры о строительстве дополнительных помещений на месте бывшего каретного сарая и конюшен начались еще в 1970-е годы. В результате сложных и длительных переговоров были получены необходимые разрешения, и в 1996 году строительство было закончено. Старый каретный сарай стал частью нового здания канцелярии. Комплекс посольских зданий на Поварской, 7 сейчас представляет собой красивый ансамбль, в котором прекрасно сочетаются историческое здание резиденции и современные офисы сотрудников дипломатической миссии.


Bookmark and Share