Север и Арктика обсуждается на конференции в Апатитах.  С 10 по 12 апреля в г. Апатиты проводится VII Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2014».

Со своим докладом, посвященному вопросам северных перспектив российско-норвежского сотрудничества в сфере науки и технологий, выступит г-н Уле А. Линдеман, Генеральный Консул Королевства Норвегия в г. Мурманске
Север и Арктика обсуждается на конференции в Апатитах. С 10 по 12 апреля в г. Апатиты проводится VII Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2014». Со своим докладом, посвященному вопросам северных перспектив российско-норвежского сотрудничества в сфере науки и технологий, выступит г-н Уле А. Линдеман, Генеральный Консул Королевства Норвегия в г. Мурманске

На Севере, для Севера

Последнее обновление: 10.04.2014 // С 10 по 12 апреля в г. Апатиты проводится VII Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2014». Со своим докладом, посвященному вопросам северных перспектив российско-норвежского сотрудничества в сфере науки и технологий, выступит г-н Уле А. Линдеман, Генеральный Консул Королевства Норвегия в г. Мурманске.

На Севере, для Севера

 

Север и Арктика обсуждается на конференции в Апатитах.  С 10 по 12 апреля в г. Апатиты проводится VII Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2014».

Со своим докладом, посвященному вопросам северных перспектив российско-норвежского сотрудничества в сфере науки и технологий, выступит г-н Уле А. Линдеман, Генеральный Консул Королевства Норвегия в г. Мурманске.

 

 

 

Уважаемые дамы и господа!  

Позвольте представить вашему вниманию доклад, посвященный вопросу северных перспектив норвежско-российского сотрудничества в сфере науки и технологий.

Свое выступление мне хотелось бы начать с трех положений, которые я разделяю.

  • Северные регионы открывают перед нами новые северные перспективы.
  • Северные регионы являются важнейшим стратегическим приоритетом правительства Норвегии в международной политике.
  • Широкое и динамичное сотрудничество с Россией в области научных исследований и научного развития является ключевым измерением двусторонних отношений между нашими странами.

Какие они – ключевые темы, в которых рассматривается наша политика на севере.

Во-первых, это двустороннее сотрудничество между нашими странами в сфере науки и технологий, которое осуществляется в нескольких направлениях. Основными из них являются:

  • морские,
  • полярные и климатические,
  • физические и космические, в том числе обеспечение спутниковой связи на морских пространствах,
  • а также сотрудничество в сфере нефтегазодобычи
  • и в области общественных наук.

Во-вторых, определены семь главных тем развития северных регионов, которым правительство Норвегии уделяет особое внимание:

  1. Углубление и обновление сотрудниче­ства с Россией.
  2. Развитие широкой дипломатии северных регионов.
  3. Знания о тревожных климатических изменениях.
  4. Комплексное управление морскими районами и защита ресурсов.
  5. Контуры нефтяного и газового региона.
  6. Успех принципов морского права.  
  7. Формирование сети сотрудничества на Севере и для Севера.

В России принято говорить, что Север или Арктика – это ваш дом и ваше будущее.

И для нас тоже.

Арктика – важнейший стратегический регион, который обладает богатыми нефтегазоносными, рыбными и человеческими ресурсами.

 

Использование этих ресурсов должно быть рациональным. В связи с этим северные страны систематически должны повышать уровень знаний об Арктике.

На основе этого можно будет создать глобальный банк знаний по вопросам окружающей среды, климата и общества.  

Норвегия и Россия осуществляют как двустороннее, так и многостороннее сотрудничество на Севере.

Что касается многостороннего сотрудничества, то Россия является наиболее успешным участником рамочных исследовательских программ Европейского союза. Поэтому для Норвегии Россия является наиболее важной третьей страной рамочной программы.

Многостороннее сотрудничество позволяет внести большой вклад в развитие науки в рамках стратегии Европейского союза по развитию инновационного и экологически безопасного общества.

Норвегия может внести свой вклад на международном уровне. Это касается как вопросов возобновляемой энергии, так и мер по снижению выбросов углекислого газа (CO2).

Этот вклад включает в себя использование экологически безопасных видов транспорта.

Хотелось бы отметить, что из семи приоритетных тем развития северных регионов три являются движущими факторами. Это темы, которые касаются вопросов изменения климата, использования морских и энергетических ресурсов.

Их комплексное освоение и развитие ставит своей целью реализацию потенциала региона, в основе которой лежат знания и научный подход.

А в наши дни в вопросе использования и сбережения нельзя выбрать одно без другого.

Таким образом, все семь обозначенных тем тесно связаны друг с другом, мы должны уделять им особое внимание.

Так, первая из них – это углубление и обновление сотрудниче­ства с Россией.

 

  • На протяжении двух десятилетий отноше­ния перешли на отношения, которые харак­теризуются ростом точек соприкосновения и расширением сотрудничества.
  • Именно здесь, за Полярным кругом, активно развивается сотрудничество между жителями приграничных регионов, происходит культурный обмен, взаимодействуют коренные народы, осуществляется работа в сфере бизнеса и экономики.

Развитие широкой дипломатии северных регионов.

  • Норвегия уделяет внимание привлечению и вовлече­нию в сотрудничество на Севере и в Арктике других стран, которые находятся за рамками Арктики и северного реги­она.
  • Многие из задач как с политической, так и экономической точек зрения, могут быть легче и более оперативно решены благодаря активному участию со стороны заинтересованных партнеров.

Знания о тревожных климатических изменениях.

  • Упор на глобаль­ные климатические изменения привлекает повышенное внимание. Поэтому при быстрых изменениях климата и экономической активности ещё более важной становится интеграция эколо­гической политики в разные секторы.
  • В центре нашего внимания должны оказаться инновации, которые будут способствовать проведению экологических преобразований и учитывать особенности изменения климата.

Комплексное управление морскими районами и защита ресурсов.

  • Норвегия управляет огромными морскими районами, рыбными запасами, которые являются самыми богатыми в мире.
  • В последние годы отмечается общий вклад в борьбу с ННН-промыслом (незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом) в Баренцевом и Норвежском морях.
  • В основе биоэкономического подхода лежит возможность переработки и использования возобновляемых источников с суши и моря, которые будут использоваться для производства сырья для химической промышленности, производства энергии и для транспортных систем.

Контуры нефтяного и газового региона.

  • Баренцево море представляет собой один из морских районов, в котором предполагают открыть крупные запасы нефти и газа, что является важной причиной возрастающего интереса к Арктике.
  • В то же время возросшая активность в нефтегазовой отрасли ставит новые задачи в области экологии в морских районах с уязвимыми экосистемами.
  • Устойчивое развитие биоэкономики предоставит экологически безопасные альтернативы полезным ископаемым.    

Успех принципов морского права

  • Норвегия через активное проведе­ние дипломатии северных регио­нов способствовала достижению согласия о том, что Конвенция ООН по морскому праву является главной правовой основой для Северного Ледовитого океана.
  • Так, пять арктических прибрежных государств подтвердили, что определение юрисдикции и управление морскими арктическими районами должны рассматриваться на основе морского права.
  • Таким образом, на Севере и в Арктике соблюдается юридический порядок.

Формирование сети сотрудничества.

  • На Севере развиты разные формы сотрудничества, центральные из которых реализуются в рамках Арктического совета и Совета Баренцева/ Евроарктического региона.
    • Баренцево море как новый энергетический регион Европы,
    • Начало новой промышленной эры на Севере,
    • Север как передовая область в комплексном управлении морскими районами,
    • Рост привлекательности Северного Ледовитого океана,
    • Северные регионы как глобальный банк знаний по вопросам окружающей среды, климата и общества,
    • Развитие и укрепление прочного и инновационного сотрудничества на Севере.
  • На основе главных тем, которые занимают важнейшее место в развитии современной поли­тики развития северных регионов, норвежское правительство определило приоритетные направления развития северных регионов до 2030 года, а именно:

 

***

 

Интерес к северным регионам как арене международного сотрудничества возрастает.

 

Этот факт объясняется устойчивым и активным развитием в вышеназванных сферах, в том числе в ключевых экономических секторах между Россией и Норвегией.

Одновременно с этим я должен отметить, что общий оборот от экономических торговых связей между Норвегией и Россией составляет всего 18 миллиардов крон.

Это достаточно маленькая сумма в общем размере российской экономики среди стран, занимающих близкое географическое соседское положение. Здесь открывается недоиспользованный потенциал, который мы можем развивать для укрепления исследовательского сотрудничества в области экономики.

Напомню, что наши перспективы связаны с тем, как нам удастся построить новую экономику на Севере и для Севера, в основе которой будут лежать знания и наука.

Однако перед нами стоят определенные вызовы.   

  • Нам необходимо создавать в Арктике инновационную экономику, движущей силой которой будут научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области новых технологий и промышленного сотрудничества.
  • При этом не только Норвежский исследовательский совет должен рассматриваться как важный инструмент страны в осуществлении научных исследований, но и высшие учебные заведения.

Таким образом, перед нами стоят две конкретные задачи.

Во-первых, новое рамочное межгосударственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве пока еще не заключено.

Это тормозит дальнейшее расширение сотрудничества между новыми научными сообществами, а также сотрудничества по новым направлениям, и препятствует полному раскрытию его потенциала.

Во-вторых, и частично это является следствием первого, сегодня наблюдается недостающее звено во взаимоотношениях научных кругов, а именно, не хватает согласованной стратегии в области науки и технологий.

Не устранив этот недостаток, Норвегия и Россия будут не в состоянии полностью ответить на наиболее важный вызов нынешних отношений, а именно:

  • перенести текущий уровень двустороннего сотрудничества в сфере научных исследований на более высокий, принимая во внимание:
    • географическую близость России и приграничных регионов,
    • наши тесные связи и добрососедские отношения,
    • сам размер российской экономики
    • И научно-исследовательский потенциал России.

Спасибо за внимание!

Презентацию выступления можно скачать здесь


Bookmark and Share